Об эффективности системы налогообложения
Для Казахстана характерно большое количество налоговых льгот и послаблений. Это не только не помогает развитию свободной конкуренции, но даже сильно тормозит процесс: возникают большие диспропорции в том, что получают крупные компании и представители малого и среднего бизнеса.
В Республике насчитывается более 50 схем стимулирования, многие из которых являются чересчур щедрыми. В стране отсутствует продуманная система оценки издержек и прибыльности дотаций. Поэтому проведение тщательного анализа существующих налоговых льгот с целью их оптимизации и сокращения является необходимой мерой. Налоговые послабления представляют собой упущенные налоговые поступления, величина которых может варьироваться от 12 % до 20 % от общей суммы налоговых сборов.
Налоговые льготы нельзя назвать эффективным способом стимулирования экономики Казахстана, поскольку к получателям преимущественно относятся крупные компании, включая государственные учреждения, и без того имеющие достаточно поддержки.
Для того чтобы увеличить доходную часть бюджета, стоит пересмотреть существующие комбинации ставок КПН прямого и косвенного налогообложения. На сегодняшний день государственный бюджет Республики зависит от подоходного налога: прочие поступления находятся на достаточно низком уровне. Если оптимизировать ставку КПН, то правительству удастся решить следующие задачи: способствовать развитию среднего класса, расширить налоговую базу за счет стимулирования предпринимательской активности, сократить разрыв между общим и специальными режимами налогообложения.