+7 701 006 35 00

Национальный банк Казахстана подготовил памятку для заёмщиков, как им следует общаться с коллекторами

Пресс-служба Нацбанка распространила памятку для граждан о том, что нужно знать, если к ним обратились коллекторы.

Прежде всего необходимо уделить внимание следующему моменту: коллекторское агентство имеет право на осуществление деятельности только в том случае, если оно прошло учётную регистрацию в Нацбанке и входит в состав Реестра коллекторских агентств. Если есть сомнения в отношении конкретной компании, с актуальным списком подобных организаций, работающих на законных основаниях, можно ознакомиться на официальном сайте Национального банка.

Коллекторы могут требовать погашения кредита только при наличии у них договора о взыскании задолженности. А для этого необходимо, чтобы в соглашении с банком или МФО было прописано, что кредитор наделяется правом привлекать третьих лиц для разрешения различных спорных ситуаций.

Национальный банк напоминает, что микрофинансовым компаниям запрещено прибегать к услугам коллекторов в целях взыскания долгов по договору, заключённому с физлицом, имеющим залоговое обеспечение в виде недвижимого имущества. В этом случае только с согласия заёмщика кредиторы могут уступить право требования задолженности коллекторскому агентству.

Что касается сроков, банки могут уступить право требования, если просрочка по кредитному договору превысила 90 дней, для ипотечного займа — 180 дней. Для МФО этот срок един и составляет 90 дней. Банкам и микрофинансовым компаниям запрещено обращаться с судебными исками об истребовании долга, ходатайствовать о выплате вознаграждений и комиссий, начислять пени, пока с заёмщиком работает коллекторское агентство.

Нацбанк напомнил о нормах закона, в соответствии с которыми при первичном контакте с должником коллектор обязан представиться, сообщить полное наименование и контакты агентства, номер учётной записи в Реестре коллекторских агентств, сведения о кредиторе и величине задолженности. Взаимодействовать с должником можно исключительно с 8 до 21 часа и только в будние дни. При личном контакте — не более 1 раза, посредством телефонных разговоров — не более 3 раз в сутки.

Коллекторам категорически запрещается применять такие недобросовестные действия в отношении заемщиков, как угрозы, шантаж, оскорбления, введение в заблуждение. Им нельзя разглашать коммерческую тайну, а также иную любую охраняемую законом информацию. Национальный банк сообщил, что в 2018 году было применено 5 санкций по отношению к коллекторским агентствам в виде административных штрафов.

Потребители имеют право обращаться в Нацбанк или его территориальные филиалы для получения консультации, если были нарушены их права. Начиная с 2017 года коллекторские агентства контролируются специальным законом «О коллекторской деятельности». Можно изучить этот нормативный акт, чтобы знать, как правильно вести себя с представителями подобных организаций.

Рейтинг пользователей для данного продукта
star
star
star
star
star
5
Национальный банк Казахстана подготовил памятку для заёмщиков, как им следует общаться с коллекторами
163 голоса