Гибкая валютная политика должна поддержать внешнюю устойчивость Республики
Падение цен на нефть не будет сильно ощущаться благодаря гибкой валютной политике в Казахстане. Однако это не защитит бюджетные показатели от ослабления.
Кредитоспособность Республики испытала на себе влияние пандемии COVID-19 — по большей части за счёт падения цен на нефтяном рынке. Однако внешняя позиция страны отличается более высокой устойчивостью к текущему шоку.
Внешние активы Казахстана, включая резервы Нацбанка и нефтяного госфонда, сократились на 3 % в марте текущего года по сравнению с февралем. Ликвидные валютные резервы Нацбанка не сильно изменились, в то время как золотовалютные резервы уменьшились на 3 %. Правительство продолжает осуществлять интервенции для сглаживания волатильности, характерной для рынка валют, поэтому чистые продажи валюты в марте показали самый высокий результат.
Снижение цен на нефть, а также ограничение добычи углеводородов после договоренностей, достигнутых среди участников ОПЕК+, скорее всего, станут причиной увеличения дефицита счета текущих операций, даже учитывая то, что падение курса нацвалюты будет сдерживать потребление. В то же время внешние активы в нефтяном госфонде останутся значительными.
Падение курса нацвалюты и инвестирование активов нефтяного фонда за границей должно частично сгладить влияние на госфинансы низких цен на нефть. Одновременно спад экономики из-за мер по сдерживанию COVID-19 и господдержка усилят влияние снижения нефтяных поступлений.
Банки Республики вошли в сегодняшний кризис в лучшей форме, чем в период шока по нефтяным ценам 2014 года благодаря наличию значительных запасов капитала и ликвидности, а также сниженным объемам проблемных активов. Сократилась долларизация, но она по-прежнему остается высокой, а снижение курса национальной валюты в сочетании со сжатием экономики оказывают влияние на качество активов. При этом заявление властей о том, что будет направлена поддержка крупным компаниям, может смягчить ситуацию.