Почему в Казахстане дорожают ГСМ?
Объемы производства бензина за III квартал текущего года в РК составили 3,9 млн т, а дизтоплива — 4,1 млн т. Прирост по сравнению с минувшим годом — шесть и семь процентов соответственно.
На территории РК работают три предприятия по нефтепереработке, которые покрывают внутренний спрос в полном объеме. При этом в республике периодически возникает проблема с дефицитом ГСМ и ростом цен на топливо. Главной причиной этого эксперты считают транзитный поток автотранспорта — ГСМ закупаются на территории РК и затем вывозятся за пределы республики.
Это приводит к тому, что властям РК приходится покупать топливо на стороне. Таким образом, изначально недорогие и вывезенные за пределы РК ГСМ покупаются уже по завышенным ценам. Это способствует удорожанию топлива на местном рынке.
Цены на ГСМ на местном рынке республики подчиняются закону спроса и предложения. Казахстанские НПЗ предлагают нефть по ценам практически равным себестоимости. Дешевое топливо закупается и вывозится автотранспортом, а затем продается за рубежом. Искусственно созданный дефицит способствует повышению спроса и росту цен внутри республики. Как подчеркивают эксперты, выходом из такой ситуации может стать повышение стоимости ГСМ на местном рынке.