В Казахстане онлайн-мошенников будут вычислять по клавиатурному почерку
Казахстанских мошенников в сфере онлайн-кредитования выдаст поведение. Генеральный директор онлайн-сервиса MоneyMan.kz Андрей Игнатенко в беседе с LS рассказал о новых способах проверки людей перед выдачей кредита.
Он пояснил, что в сфере финтеха научились определять личность человека по клавиатурному почерку. Причем система поведенческой биометрии работает с безошибочностью до 97,6%, потому что, по словам Игнатенко, поведение другого практически невозможно подделать.
«Эта система была внедрена у нас в январе 2018 года. При этом сокращение издержек в этом году планируется до 224 млн тенге. В целом экономический эффект от внедрения биометрической проверки поведения клиента, его клавиатурного почерка в 2018 году холдинг ID Finance* оценивает в $2,8 млн«, — заметил собеседник LS.
Он добавил, что с внедрением нового метода распознавания стоимость займа для клиентов снизилась, так как автоматически сократились издержки на проверку и на отправку запросов в основные источники информации.
«Мы хотим продолжить развивать эту технологию. Поэтому сейчас специалисты холдинга трудятся над созданием системы распознавания почерка на мобильной клавиатуре. При этом она будет работать как автономно, так и тандеме с существующими биометрическими решениями – сканером радужки глаза, отпечатков пальцев и другими, которые реализованы во многих смартфонах», — заметил Игнатенко.
Объясняя, как работает система, собеседник LS пояснил, что при помощи специального программного обеспечения измеряется скорость набора текста, время перехода от одной клавиши к другой. Также фиксируются характерные опечатки и особенности движения курсора мыши по экрану, то есть практически все действия клиента на своем сайте.
Все эти данные образуют определенный слепок, который затем используется для аутентификации пользователя при повторном обращении. Если такой слепок и данные при входе в личный кабинет не совпадают, это становится поводом для того, чтобы система присвоила запросу статус рискового и запросила дополнительную проверку. К примеру, сервис может попросить клиента предоставить дополнительные данные.
«Несмотря на кажущуюся простоту, этот метод работает эффективно. Человек может поменять клавиатуру, порезать палец, не выспаться – в любом случае совокупность его поведенческих переменных будет неизменной — поведение другого человека подделать невозможно. Как итог, случаи мошенничества у нас практически исключены», — рассказал Игнатенко.
Он напомнил, что мошенничество приводит не только к финансовым потерям компании, но и наносит вред добросовестным клиентам. Также компания может понести серьезные репутационные потери.
Собеседник LS добавил, что после внедрения фрод-скоринга на основе биометрии время выдачи кредитов сократилось еще больше, а стоимость привлечения займов, наоборот, снизилась. К примеру, в Казахстане, стоимость привлечения новых клиентов ID Finance упала на 23%, а процент одобрения займов вырос на 35-40% в месяц.
«В Казахстане биометрическая проверка применяется только для повторной аутентификации, поскольку, когда клиент берет первый заем, появляется возможность узнать его паттерн (клавиатурный индивидуальный слепок). Впрочем, в ближайшем будущем ситуация может измениться и такая база будет создана. Характерные данные или клавиатурный почерк будет сохраняться, и дополняться, т.к. основные игроки смогут обмениваться ими через распределенный протокол блокчейн. В будущем биометрия серьезно повлияет даже на достаточно консервативный банковский рынок. Не нужно будет содержать рассчетно-кассовые отделения, издержки снизятся, а банковские продукты станут более привлекательными», — спрогнозировал Игнатенко.